Меню раздела
Кто на сайте
Сейчас 8 гостей онлайнОбщаться? Легко!
Одной из составляющих успешности человека в современном мире является его умение общаться — хорошие коммуникативные способности.
Согласитесь — прекрасно, когда человек может найти общий язык с любым из его окружения, легко и непринужденно общаться с интересными ему людьми, вызывая симпатии, когда умеет конструктивно строить диалог, достигая своих целей, когда сам управляет взаимоотношениями, а не является ведомым, когда в нужной ситуации умеет сказать «нет», не вызывая конфликт, а разрешая все противоречия мирным путем. И, что не менее важно, при этом сам не испытывает внутреннего дискомфорта, а наоборот, получает массу положительных эмоций. Да, обладателям таких способностей шагать по жизни легко; чаще, они оптимисты и жизнелюбы, умеют находить выход из самых трудных ситуаций и видеть жизнь во всем ее многоцветии.
Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.
Как любые другие способности, коммуникативные способности также можно успешно развивать.
Хорошо, если специалисты детских учреждений понимают всю важность этого аспекта в развитии детей, но чаще взаимоотношения между детьми, например, в обычной группе детского сада, складываются стихийно и не всегда удачно. Домашним деткам в этом плане еще сложнее, т.к. их родителям бывает достаточно трудно создать условия для полноценного общения с другими детьми в течение длительного времени.
Именно поэтому специалисты Центра развития «Арбуз» разработали уникальную программу развития коммуникативных способностей для детей от 6 лет.
Основная цель программы заключается в формировании умений и навыков межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми.
Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи:
- развитие интереса к окружающим людям, потребности в общении;
- развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения; формирование уважительного отношения к собеседнику, стремления понять другого человека;
- развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника (тон общения, дистанция между партнёрами, особенности мимики и жестикуляции);
- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;
- выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;
- обучение детей речевым этикетным формулам: приветствие, прощание, благодарность.
Ведущей формой работы с детьми являются занятия-тренинги.
Продолжительность занятия 1 час, один раз в неделю.
Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых на занятиях, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.
На занятиях формируется доброжелательное отношение друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивается произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.
Структура занятия состоит из четырёх этапов:
- приветствие,
- разминка,
- основная часть,
- заключительная часть.
Приветствие представляет собой ритуал начала занятия. Здесь используется художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, закрепляется умение устанавливать зрительный контакт с собеседником. Приветствие вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.
Разминка. В этой части занятия используются пальчиковые игры, речедвигательные игры и упражнения, мимические, пантомимические, кинезиологические упражнения, направленные на преодоление пассивности, скованности, на развитие мелкой и общей моторики, внимания; проводится подготовка к основной части занятия — тренинга (напоминаются правила: говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре).
В основной части занятия используются следующие приёмы:
Игры и упражнения, направленные на обучение детей речевым этикетным формулам (приветствие, прощание, благодарность), развитие умения понимать настроение окружающих, понимать своё эмоциональное состояние и умение с ним справляться, говорить и принимать комплименты, на воспитание гуманных отношений между детьми.
- Использование художественного слова.
- Беседы по сказкам и рассказам.
- Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её.
В заключительной части занятия детям предлагаются упражнения на релаксацию и развитие воображения, продуктивный вид деятельности — рисование и др. Цель заключительной части — снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление.
Особенность занятий такова, что проводятся они в кругу, и каждый ребёнок в равной степени участвует в каждой игре, в каждом упражнении. На занятии вводятся правила: говорить по очереди; слушать друг друга; соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре. Ребёнок принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. На занятиях делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности. Не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Дети побуждаются к рефлексии процессов, происходящих в группе на доступном данному возрасту уровне.
Результат.
Ребенок владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослым и сверстником: устанавливает дружеские отношения, умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем. Сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе. Ребёнок использует в активной речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, адекватно ситуации. Способен управлять своим поведением и способами общения. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности. Ребенок умеет осознавать свои эмоции, управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, справляться с обидой), устанавливать не конфликтные отношения со сверстниками.
Уважаемые родители! Не пропустите уникальную возможность для ваших детей принять участие в развивающем тренинге личностного роста «Общаться? Легко!»
Тренинг носит открытый формат, присоединиться к нему можно в любой выходной, однако количество групп и мест в группе строго ограничено.
Посмотрите как мы общаемся, занимаемся коллективным творчеством, учимся строить отношения, играем вместе, беседуем за чаем, обыгрываем жизненные ситуации на страничке Наши фотографии.
Тренинг проводит: Елена Савадерова.
На странице Наши фотографии можно посмотреть фотографии с занятий этого тренинга.